Пожалуйста подождите... loading

Сравнительный анализ и оценка ЭБС с медицинским контентом

Шамардина Л. А., Мешечак Н. А.

НП «МедАрт»,

Научно-медицинская библиотека Сибирского государственного медицинского университета,

г. Томск

С увеличением количества Электронных библиотечных систем (ЭБС)  экспертная оценка их качества становится все более актуальной. Периодически на конференциях появляются доклады, дающие сравнительную характеристику различных ЭБС. Чаще всего они отражают  требования к ЭБС конкретного вуза, или содержат сравнительный анализ статистики использования имеющихся в вузе ЭБС. В данном обзоре мы постарались собрать сведения о максимальном количестве ЭБС, которые предоставляют контент для медицинских вузов. ЭБС сравнивались по критериям, относящимся к следующим аспектам исследования:

  1. Контент
  2. Функциональность
  3. Условия подписки

В качестве выводов в конце каждого раздела исследования приведены рекомендации для библиотек и агрегаторов, направленные на повышение эффективности диалога между ними.

1 Контент

1.1 Отбор контента для исследования, открытость систем для анализа контента

Трудности с описанием и сравнением ЭБС связаны, прежде всего, с разной степенью открытости информации о контенте. Также значительно затрудняет работу желание ЭБС соответствовать и требованиям каждого вуза, и требованиям федеральных стандартов, что приводит к заведомому искажению информации о контенте. Мы рассматривали все представленные в интернете ЭБС, которые имеют коллекцию, раздел «Медицина» или «Здравоохранение».

Медицинские вузы комплектуются и литературой по естественным и гуманитарным наукам, но по этим дисциплинам литературу для медиков вычленить практически невозможно. У каждого вуза список требуемой литературы по естественным и гуманитарным наукам существенно различается, поэтому мы не ставили задачу составить рекомендации по выбору ЭБС в данных научных отраслях.

С другой стороны, если ЭБС предлагает  специализированную коллекцию для медицинского вуза и в ней имеются книги из гуманитарного и естественнонаучного блока дисциплин (например, в ЭБС «Консультант студента»), они учитывались в нашем исследовании. Эти книги чаще всего адаптированы для медиков и используются в большинстве вузов.

Таким образом, сформировался список ЭБС, которые вошли в исследование:

  1. Book.ru [http://www.book.ru/];
  2. BookUp [http://books-up.ru/];
  3. IPR-books [http://www.iprbookshop.ru/];
  4. Znanium.com [http://znanium.com/];
  5. Книгафонд [http://www.knigafund.ru/];
  6. Консультант студента [http://www.studmedlib.ru/];
  7. Университетская библиотека онлайн [http://biblioclub.ru/];
  8. РУКОНТ [http://rucont.ru/];
  9. Лань [http://e.lanbook.com/];
  10. Юрайт [www.biblio-online.ru/];
  11. Ibooks [http://ibooks.ru/].

Все подсчеты проводились в течение июля 2014 года. Т. к. ситуация с контентом ЭБС меняется (добавляются новые документы, заканчиваются лицензии на имеющиеся), то на момент публикации обзора структура контента может не соответствовать нашим цифрам, но общие тенденции формирования контента в обзоре представлены. Если в ЭБС контент делится на базовую коллекцию и дополнительные коллекции, для сравнения между собой брали только базовые коллекции.

Для сравнительного анализа отбирались учебная, научная и практическая литература с 2000 года издания. На рис. 1 представлено соотношение общего количества заявленных в ЭБС изданий для медицинских вузов (в выбранном для анализа разделе ЭБС), и доля изданий, отвечающих вышеуказанным требованиям по году издания и виду документов – в диаграмме представлена как «исследуемый контент». В «исключенный контент» попали устаревшие издания, популярная литература, журналы, статьи, главы из книг, переиздания (по возможности).

Рисунок 1. Доля контента ЭБС, взятого для исследования

 

Как видно из диаграммы в шести ЭБС не весь заявленный контент соответствовал формальным критериям отбора. Причины исключения части контента описаны по каждой системе отдельно. Также подробно описано, какие возможности работы с контентом и его сортировки по разным признакам предоставляют различные ЭБС для комплектаторов.

Book.ru

Каталог доступен без авторизации, в нем есть раздел «Медицина». Он содержит пять подразделов: «Гигиена. Санитария», «Здоровый образ жизни. Валеология», «Здравоохранение. Медицина», «Нетрадиционная медицина. Народная медицина», «Фармакология, фармацевтика». Количество книг ни в разделе, ни в подразделах не указано. Рассматривались все подразделы, кроме нетрадиционной медицины. Работу затрудняет то, что количество книг на каждой странице результатов поиска – разное. Т. е. при умножении количества книг на первой странице на количество страниц, адекватного результата вы не получите, нужно просматривать каждую страницу, на них может быть от 2 до 12 книг. Для сортировки по годам, издательствам и видам документов есть  соответствующие поисковые поля в расширенном поиске, но в результатах поиска при переходе на следующую страницу сортировка сбивается. По этой причине расширенный поиск для нашего исследования оказался бесполезными, и книги сортировались при непосредственном просмотре всех библиографических описаний.

Таким образом, Общее количество книг, отвечающих формальным требованиям, совпадает с количеством книг в разделе  – 54.

BookUp

Каталог доступен без авторизации. ЭБС содержит книги специализированных медицинских издательств, поэтому просматривались  все разделы. Кроме литературы для медицинских вузов в системе содержатся книги по инженерным специальностям издательства «Бином. Лаборатория знаний», которые были исключены из исследования как несоответствующие по отраслевому признаку. Общее количество книг, отвечающих формальным требованиям  – 509. Количество книг в системе – 621.

IPR-books

Без авторизации в системе каталог не доступен. В ЭБС есть поиск по группам специальностей ОКСО и по ББК. Количество изданий при выборе специальности «Здравоохранение» и раздела ББК «Здравоохранение. Медицинские науки» значительно различается. Мы выбрали для анализа раздел с большим количеством документов – специальность «Здравоохранение». При ограничении поиска по годам, издательствам и типам документов результаты поиска корректные, количество книг в результатах указано, поэтому весь массив библиографических описаний не просматривался. Все показатели по этой ЭБС получены с помощью расширенного поиска по соответствующим полям библиографических записей. Количество изданий – 697 в базовой версии. Так как библиографические описания не просматривались de visu, мы не можем гарантировать полное отсутствие документов, не отвечающих формальным требованиям к контенту, среди отобранных изданий.

Znanium.com

Каталог доступен без авторизации. Есть поиск по тематике с разделом «Медицина. Фармакология» и поиск по ОКСО, с разделом «Здравоохранение». Анализировался раздел с большим количеством книг из тематики. Количество книг, заявленных в меню, не совпадает с количеством  книг в результатах поиска. Просматривался весь массив записей в разделе с ограничением по году (от 2000г). Изданий в разделе 444, из них 104 отвечает формальным требованиям.

Книгафонд

Каталог доступен без авторизации. Есть раздел «Медицина», из которого можно выгрузить файлы «Книги» и «Учебники» со списками книг. В файлах можно сортировать книги по годам и издательствам. Файл «Книги» включает все позиции из файла «Учебники», поэтому работали с этим файлом.  Из 935 изданий, формальным требованиям удовлетворяют 90. Исключены преимущественно издания, не соответствующие хронологическому периоду.

Консультант студента

Каталог доступен без авторизации. Есть раздел «Медицина. Здравоохранение», в нем подразделы – ВПО (высшее профессиональное образование), СПО (среднее профессиональное образование), Фармация. Мы рассматривали раздел ВПО и сделали сравнение контента с разделом СПО. В разделе ВПО контент распределен на четыре вкладки – «Учебники», «Дополнительная литература», «Периодика», «Все издания». По условиям исследования подразделы «Периодика», «Все издания» далее не рассматривались. Фильтров по году, характеру документа, издательствам нет, поэтому для анализа необходимо нужно было просматривать весь контент.

В закладке «Учебники» выходит список из 621 издания, в котором представлены не только учебники, но и другие виды изданий. В учебниках для ВПО находится 75 изданий для среднего медицинского образования (эти же учебники составляют примерно половину контента раздела СПО). Часть книг представлена в разделе по 2 раза (переиздания), мы увидели 28 таких дублей, все они являются «топовыми» учебниками, которые часто переиздаются.

В закладке «Дополнительная литература» указано 1044 издания. Из них более половины – 640 изданий – это главы из 13 национальных руководств. Т. е. реально в разделе 417 изданий.

Разделы «Учебники» и «Дополнительная литература» пересекаются по 37 наименованиям. Реальную сумму изданий можно посчитать только приблизительно: сумма в разделах 621+417-37=1001. Если вычесть еще переиздания и книги для среднего образования останется 898 документов[1].

Университетская библиотека онлайн

Без авторизации каталог не доступен. Медицинский контент представлен в разделах «Медицина» и «Учебники для вузов» (подраздел «Учебники. Медицина. Здравоохранение»). Все издания, имеющиеся в подразделе «Учебники», входят и в раздел «Медицина», поэтому анализировали только этот раздел. Есть возможность скачать файл со списком книг из этого раздела и путем сортировки в таблице выделить нужный контент. В разделе заявлено 987 изданий, из них удовлетворяют нашим условиям – 189 изданий. Исключены преимущественно популярные издания (издательство «РИПОЛ»), и издания не соответствующие хронологическим рамкам.

РУКОНТ

Поиск книг в системе доступен без авторизации. Медицину можно найти по предметной рубрике «Медицинские науки. Здравоохранение», в которой  заявлено 1056 документов, по УДК - раздел «Медицинские науки» - 1100 документов. А также медицинский контент есть в тематических коллекциях «Медицинские науки. Здравоохранение (Основная)», где заявлено  963 документа (при входе в коллекцию в результатах поиска – 320 документов) и «Медицинские науки. Здравоохранение (Дополнительная)», где заявлено 880 документов (при открытии - 443). Также в ЭБС «РУКОНТ» учебная литература по всем отраслям представлена в тематических коллекциях «Учебные издания (Книги издательств)» - 2412 документов и «Учебные издания вузов России» - 5031 документ, однако выделить из них медицину невозможно.

В результате, с целью получения более точной выборки по тематике для анализа был выбран раздел традиционной классификации УДК. В разделе заявлено 1100 изданий. Просмотреть контент  de visu оказалось слишком трудоемким, так как в результатах поиска в библиографическом описании нет сведений о годе издания и издательстве. Поэтому мы пользовались расширенным поиском, ограничивая 61 раздел УДК по году и характеру документа.  Количество книг, удовлетворяющих нашему хронологическому периоду – 885.

Лань

Каталог доступен без авторизации. В разделе «Медицина» заявлено и реально присутствует 31 издание.

Юрайт

Каталог доступен без авторизации. В разделе «Медицина» заявлено и реально представлено – 4 издания.

Ibooks

Каталог изданий без авторизации не доступен. В каталоге имеется раздел «Высшее профессиональное образование», в котором есть подраздел «Здравоохранение», содержащий 277 изданий. Для анализа контента можно выгрузить файл с отобранными результатами поиска. Также можно пользоваться фильтрами по характеру документов, году, издательству, результаты поиска с помощью фильтров корректны. Нашим требованиям в разделе удовлетворяют 276 изданий.

Резюмирую работу по отбору «полезного» контента в огромных массивах записей ЭБС можно сформулировать некоторые рекомендации для библиотекарей и для агрегаторов.

Рекомендации библиотекам:

  • Во многих ЭБС нельзя доверять заявленному количеству документов, необходимо просматривать весь контент покнижно.
  • Если есть возможность выгрузки файла со списком изданий, лучше использовать этот вариант для анализа контента. В этом случае исключается возможность посчитать одно издание несколько раз, можно исключить переиздания и т. д.

Рекомендации агрегаторам:

  • Закрытие каталогов для неавторизованных пользователей делает работу с ЭБС крайне неудобным. Необходимость запрашивать тестовый доступ просто для ознакомления с контентом вызывает недоумение, поскольку это дополнительная работа, в которой не всегда есть необходимость.
  • Распределение контента на основную и дополнительную литературу – это прерогатива библиотеки, так как в каждом вузе такое распределение индивидуально.
  • Для тематического разделения контента лучше пользоваться стандартными классификациями, которые привычны для библиотек.

1.2 Распределение контента ЭБС по годам издания

В таблице № 1 представлено распределение медицинского контента по годам издания. Максимальное количество изданий по каждому году выделено цветом. Можно отметить, что в системах, которые набирают контент преимущественно в издательствах вузов его накопление идет сравнительно равномерно. В то время как в системах, которые работают с профессиональными издательствами хронологический максимум «сдвинут» на последние пять лет, так как «топовые» учебники и руководства этих издательств регулярно переиздаются, соответственно контент этих ЭБС обновляется не за счет включения новых наименований, а за счет переизданий уже имевшихся в ЭБС книг.

Таблица 1. Распределение контента ЭБС по годам издания

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Book.ru

 

 

 

 

 

2

4

4

2

4

1

6

22

6

3

BookUp

 

1

1

1

3

20

13

33

34

33

35

49

221

41

24

IPR-books

1

6

6

9

27

14

45

39

55

82

90

113

164

58

27

Znanium

 

 

3

 

4

1

2

4

3

9

10

16

18

15

19

Книгафонд

 

 

2

 

2

18

2

3

17

10

13

16

4

2

1

Конс. студента

 

3

2

5

10

12

20

49

99

134

201

114

104

191

86

УБ онлайн

 

 

4

2

5

6

5

11

24

22

18

22

46

21

3

РУКОНТ

7

11

10

11

31

37

66

47

74

85

112

143

157

81

13

Лань

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

15

1

Юрайт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

3

Ibooks

2

3

6

6

3

7

7

15

16

20

37

43

60

37

14

Как видно из таблицы №1, максимальное количество изданий, начиная с 2007 года, представлено в ЭБС «Консультант студента» (за исключением 2011-12 гг.). Даже учитывая, что 130 изданий попали в выборку неправомерно, реальные показатели по ЭБС за этот период  не должны значительно отличаться от представленных в таблице.

Для достижения большей наглядности мы разделили контент на 2 периода: 2010-2014 гг. (наиболее интересные для вузов издания за последние 5 лет) и 2000-2009 гг. Распределение по этим периодам представлено на диаграмме ниже (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение контента ЭБС по хронологическим периодам

По количеству книг медицинской тематики последних пяти лет издания лидируют ЭБС «Консультант студента», «РУКОНТ», «IPR-books», «BookUp».

Рекомендации библиотекам:

Хронологический охват как единственный показатель дает только информацию об актуальности документов в ЭБС. Для получения информации о качестве документов по каждой ЭБС желательно составлять таблицы с распределением видов документов по годам, либо издательств по годам.

Рекомендации агрегаторам:

  • Наличие фильтра по году издания в поисковой системе должно стать нормой для ЭБС. В некоторых системах раздражает слишком трудоемкий процесс распределения книг по хронологии.
  • Необходимо вовремя исключать переиздания книг из ЭБС во избежание попадания одних и тех же книг в 2-3 хронологических периода.

1.3 Типо-видовая характеристика контента ЭБС

Возможности распределения контента по типам и видам документов с прошлого года не изменились, их описание имеется в нашем предыдущем обзоре [http://mers.medart.tomsk.ru/analitics/medical-content-in-the-electronic-library-systems-analytical-review/]. Как и в исследовании прошлого года нас интересовали виды изданий по характеру информации: научные и научно-популярные, официальные, производственно-практические, учебные и справочные издания (ГОСТ 7.60-2003).  Чтобы каждый раз не писать «вид издания по характеру информации» мы будем пользоваться термином «характер документа». На рис. 3 представлено распределение контента по данному критерию. Все документы распределили на 4 укрупненные группы: учебная, научная, практическая и справочная литература. Как указывалось выше в критериях отбора контента для исследования, научные статьи и тезисы конференций в суммарные показатели не вошли, хотя они и являются научной литературой. Под диаграммой указано количество документов в каждой группе. По количеству учебной литературы по-прежнему лидируют ЭБС «Консультант студента» и «Руконт», на третьем и четвертом местах соответственно «IPR-books» и «BookUp».

Рисунок 3. Распределение контента ЭБС по характеру документов

По количеству практической профессиональной литературы на первом месте также ЭБС «Консультант студента», затем ЭБС «BookUp». По количеству научной медицинской литературы лидирует  ЭБС «BookUp».

На рисунке 4 представлено распределение учебной литературы по категориям: учебники, атласы, учебные пособия. Атласы выделены в отдельную категорию, так как для медицинской отрасли этот тип учебного пособия является одним из основополагающих. В категорию учебные пособия объединены учебно-методические, методические пособия, практикумы и т. д.

Рисунок 4. Учебная литература в ЭБС

Как и в прошлом году по количеству учебников лидирует ЭБС «Консультант студента», на втором месте – ЭБС «BookUp». А вот количество учебных пособий максимально в ЭБС «РУКОНТ» и «IPR-books». Ниже дается более подробная типо-видовая характеристика по каждой ЭБС (название фильтра указано как он есть в рассматриваемой системе).

Book.ru

В расширенном поиске имеется фильтр по виду издания, для этого нужно открыть «Дополнительные параметры». Для неподготовленного пользователя фильтр найти довольно трудно. Виды изданий представлены по ГОСТу 7.60-2003, однако расположены в списке по алфавиту, без деления сначала на большие группы и последующей детализации как они даны в ГОСТе. В списке представлены не все виды изданий, которые есть в ГОСТе. Издания к определенному виду отнесены корректно. Основную часть коллекции составляют учебные пособия.
 
  
 
BookUp
Виды изданий представлены на главной странице в одном списке с тематическими категориями. Перекрестного поиска по тематике и виду изданий нет, что затрудняет распределение выбранного контента. Все издания разделяются на 2 большие группы: учебная литература, научная и практическая литература (справочная литература тоже отнесена к этой группе). Затем каждая группа подразделяется более подробно. Причем учебная литература здесь же подразделяется и по назначению (для вузов и для ссузов).  Издания отнесены к определенной категории корректно. В сравнении с другими ЭБС в этой системе содержится значительное количество практической и научной профессиональной литературы. Почти половину контента представляет учебная литература.
 

IPR-books

Фильтр «Уточнить тип издания» находится среди других фильтров над результатами поиска. Поиск с использованием фильтра удобный – список типов изданий представлен по ГОСТу в привычном для библиотекарей виде, можно выбрать сразу несколько типов издания. Издания отнесены к определенному типу корректно.
В этой ЭБС преобладают учебные и учебно-методические пособия.
 
 
 
 
 

Znanium.com

Фильтра по видам изданий в каталоге нет, поэтому виды издания определялись нами самостоятельно по библиографическому описанию и аннотации. На диаграмме представлены все просмотренные документы, видно, что их количество значительно больше, чем рассматривалось нами выше. В этой ЭБС именно по признаку «вид документа» значительная часть контента в исследование не вошла. В категорию «Другое» были отнесены статьи из журналов, тезисы конференций, авторефераты и т. д

 
Книгафонд

Фильтра по видам изданий нет. Есть разделение всего контента на учебники, монографии и журналы, не совсем понятно, почему именно эти виды документов выделены, а все остальные находятся в общем массиве без подразделения. При выборе раздела «Учебники» в списке результатов оказываются и учебные пособия. Таким образом, вид документа можно определить только самостоятельно по библиографическим данным и аннотации.
 
 
 
Консультант студента

В данной ЭБС ограничения поиска по виду документов нет. Выделен раздел учебники, но в нем представлены и другие виды учебных изданий, а также встречаются практические руководства. Можно предположить, что книги в этот раздел попадают не автоматически, а вручную, и в библиографических записях соответсвующих полей и кодов для отнесения издания к тому или иному типу просто нет.

На диаграмме представлены и раздел «Учебники» и раздел «Дополнительная литература» суммарно.
 
 
Университетская библиотека онлайн
 
В данной ЭБС фильтра по видам изданий нет. Выделены разделы «Учебники для вузов» и «Учебники для ссузов», «Справочная литература», «Архивы и документы» и «Периодика» в  одном меню с тематическими рубриками. Перекрестного поиска по теме и виду документов нет.  В разделы «Учебники» сложена вся учебная литература (не только учебники). В результате виды документов определялись по библиографическим данным. Как было указано выше, в этой системе выгружается список изданий в формате Excel, в списке отдельного столбца с видами документов нет, все библиографические данные в одной ячейке, что не дает возможности как-то их сортировать.
 
РУКОНТ
 
В ЭБС «РУКОНТ» в расширенном поиске есть фильтр по типу документа, отражающий форму издания (аудио-, видео-, печатное издание и т.д.), по характеру представленной в документе информации фильтра нет. Фильтр по характеру документов появляется над результатами поиска при выборе рубрики в закладке «Каталог» (поиск по УДК). Если выбрать рубрику в закладке «Рубрикатор» - фильтр не появляется. Можно ограничить поиск следующими видами изданий: официальные, научные, научно-популярные, производственно-практические, учебные – учебники, учебные – учебные пособия, учебные – учебно-методические, учебные – учебный комплект, справочные, для досуга (в сумме 1122 дкумента). Виды издания взяты из ГОСТа, но выборочно. Работать с фильтром неудобно, отметки все время «пропадают» - отметив вид издания, нужно кликнуть по пустому полю, тогда выбор сохранится. Результат поиска по видам изданий некорректен, часто издания отнесены к определенному виду неправильно. Т. е. для распределения изданий по виду нужно просматривать весь контент.

На диаграмме показано распределение изданий с помощью фильтра. Научные издания представлены статьями из журналов, книги выделить практически невозможно, в дальнейшем анализе данный раздел не участвовал. В таблицах сравнения с другими ЭБС издания из этого раздела не учитывались.

В ЭБС «Лань» и «Юрайт» общее количество рассматриваемых документов небольшое, поэтому распределить их по видам изданий несложно, отдельного описания для этого не требуется.

Ibooks

В ЭБС на главной странице имеется фильтр по виду изданий: учебники и учебные пособия, монографии, другое. В «другое» входит список видов изданий, не очень понятно, по какому признаку издания подразделяются, так как в списке выделены одновременно периодические издания, справочные, дополнительная литература. Т. е. о строгой классификации здесь говорить нельзя. 
 
 
 

Таким образом, хотя для типо-видовой характеристики и существует стандарт, многие ЭБС используют свои, не всегда понятные библиотекам виды документов. Отдельно хочется отметить любимый многими ЭБС вид изданий – дополнительная литература. Для каждой ЭБС он означает что-то свое, хотя изначально это понятие видимо было взято из разделения литературы на основную и дополнительную в системе книгообеспеченности вузов.

Рекомендации агрегаторам:

  • В системе должна быть возможность поиска по стандартным видам документа. Для библиотек важны: вид издания по характеру информации (п. 3.2.4.3 ГОСТ 7.60-2003) с сохранением структуры деления; виды изданий по периодичности (п 3.2.1 ГОСТ 7.60-2003); виды изданий по целевому назначению – для ВПО и СПО (в ГОСТе не предусмотрено, но во многих системах есть попытки реализации такого деления). Для корректного поиска документы не следует раскладывать по видам «вручную» (чаще  всего такое распределение используется для разделения на ВПО и СПО), коды всех видов документов должны быть в каждой библиографической записи, чтобы сортировка производилась автоматически.
  • Удобнее всего если поиск по видам документов организован как фильтр результатов поиска.
  • Нельзя смешивать в одном фильтре деление по разным признакам.

 

1.4 Вклад различных издательств в контент ЭБС

По издательствам, которые выставляют свои книги в ЭБС также можно судить об уровне качества контента. Довольно часто в ЭБС имеется всего две-три книги престижного медицинского издательства, и годы издания этих книг могут быть неактуальны, но в списке издательство присутствует и придает ЭБС определенную значимость для вузов.

Каждая ЭБС публикует отдельно список издательств, книги которых включены в ее контент. Но не все эти издательства, также как и не все книги этих издательств могут быть представлены в разделах медицинской литературы. Т. е. если вся целиком ЭБС удовлетворяет требованиям  стандарта по количеству издательств, выбранный для подписки раздел может  этим требованиям совсем не соответствовать.

Поисковые возможности систем для сортировки раздела медицинской литературы по издательствам различны. Можно отметить ЭБС «IPR-books», «Book.ru» и «Ibooks», где издательства являются фильтром для результатов поиска по теме, поэтому выбрав раздел «Медицина» можно рассортировать книги по издательствам. Осложняет задачу то, что количество издательств в системах большое, было бы удобнее, если бы в фильтр был не предустановленный, а в нем появлялись только те издательства, которые есть в результатах поиска.

Следующей по удобству можно считать ЭБС «Книгафонд», в выгружаемом файле есть отдельный столбец «Издательство» и их можно отсортировать. А вот в файле ЭБС «Университетская библиотека онлайн» издательства не выделены, они в одной ячейке с другими выходными данными, но можно отсортировать по месту издания, тогда издательства хотя бы группируются рядом.

В ЭБС «BookUp» - на главной странице есть раздел «Издательства», можно увидеть количество книг каждого издательства, но перекрестного поиска с тематическими категориями нет.

В ЭБС «Консультант студента» поиска по издательствам нет вообще, отсортировать контент по этому признаку можно только «вручную».

Ниже представлена таблица № 2 с издательствами, которые «встретились» хотя бы в двух ЭБС, либо имеют более 5 изданий в одной ЭБС. Как и в предыдущем обзоре, издательства мы формально разделили на несколько групп:

  1. Медицинские издательства – издательства, специализирующиеся на учебной, научной и практической медицинской литературе.
  2. Издательства научной и учебной литературы – многопрофильные издательства, которые в том числе издают медицинскую литературу, и литературу смежных отраслей.
  3. Издательства вузов – издают литературу для обеспечения учебного процесса конкретного вуза  и научную литературу (сборники трудов конференций, авторефераты диссертаций, монографии). В эту категорию попали издательства не только медицинских, но и вузов других отраслей, мы не стали выделять медицинские вузы, так как их можно отличить по названию.
  4. Непрофильные издательства профессиональной, научно-популярной и популярной литературы – в эту категорию попали издательства, не занимающиеся ни учебной, ни профессиональной медицинской литературой. Эти издательства специализируются либо на профессиональной (не учебной) литературе по другим специальностям, либо популярной литературе.

Под каждой группой издательств в таблице посчитаны суммарные показатели. В таблицу не попали три из рассматриваемых ЭБС. ЭБС «Лань» и «Юрайт» не стали включать в таблицу по причине того, что медицинский контент в этих системах формирует по одному издательству – «Бином. Лаборатория знаний» и «Юрайт», соответственно. В ЭБС «РУКОНТ» распределить контент по издательствам оказалось слишком трудоемким, так как фильтра по издательствам нет, и в библиографическом описании сведения об издательстве не всегда представлены. Т. е для получения сведений необходимо не только просмотреть списки библиографических описаний, но и входить в просмотр книг, если данных в описании нет. Нам показалось это нецелесообразным, поэтому эта система по издательствам не рассматривалась.

 

Таблица № 2. Вклад различных издательств в контент ЭБС

 

 

Book.ru

BookUp

IPR-books

Znanium

Книгафонд

Конс. студента

УБ онлайн

Ibooks

медицинские издательства

АБВ-пресс

 

 

9

 

 

 

 

 

Видар-М

 

 

13

 

 

 

7

 

ГЭОТАР

 

 

 

 

 

864

 

 

Литтерра

 

 

 

 

 

46

 

 

Логосфера

 

34

 

 

 

 

 

 

Медицина

 

 

 

 

 

49

 

 

Медицинская литература (Минск)

 

 

 

 

 

 

2

 

Медпрактика-М

 

115

 

 

 

 

 

 

Менеджер здравоохранения

 

 

 

 

3

23

 

 

Новая волна

 

11

 

 

 

2

 

 

Практика

 

9

 

 

 

 

 

 

Спецлит СПб.

6

190

 

 

37

47

61

 

Триада (Тверь)

 

 

 

2

 

 

 

 

ФармМедиа

 

 

 

 

 

 

6

 

Феникс

 

 

 

 

 

2

 

18

Всего

6

359

22

2

40

1389

76

18

непрофильные издательства научной и учебной литературы

IPR-MEDIA

 

 

12

 

 

 

 

 

Академический проект

 

 

 

 

 

 

4

 

Белорусская наука

 

 

17

 

 

 

21

20

Бином.Лаборатория знаний

16

120

 

14

 

2

24

8

Владос

1

 

3

 

21

6

1

2

Вузовское образование (Саратов)

 

 

9

 

 

 

 

 

Вышэйшая школа

 

 

61

 

 

 

6

51

Дашков и К

 

 

1

1

 

1

 

 

Инфра-М

 

 

 

55

 

 

 

2

КАРО СПб

 

 

4

 

 

 

 

 

Кнорус

11

 

 

 

 

 

 

11

Мир и образование

 

 

27

 

 

4

4

 

Научная книга (Саратов)

 

 

40

 

 

 

 

 

Питер

 

 

 

 

 

 

 

39

Сибирское ун-е изд-во

 

 

6

 

6

 

3

 

СО РАН

 

 

4

 

2

 

1

 

Советский спорт

 

 

24

 

1

 

14

 

Физматлит

9

 

 

5

4

12

3

1

Финансы и статистика

 

 

 

 

 

2

 

11

Флинта

 

 

 

11

3

1

1

 

Юнити-Дана

1

 

2

 

3

 

 

 

Юрайт

 

 

1

 

 

 

 

 

Всего

38

120

213

86

40

28

82

145

издательства вузов

Кем ГМА

 

 

172

 

 

 

 

 

ОрГМА

 

 

84

 

 

 

 

 

Офорт (СамГМУ)

 

 

 

6

 

 

 

 

Прометей (МГПУ пед)

5

 

4

 

 

 

1

3

РЕАВИЗ

 

 

83

 

 

 

 

 

РУДН

 

 

30

 

 

15

3

 

СГАУ

 

 

22

 

 

 

 

 

Всего

5

 

395

6

 

15

4

3

непрофильные издательства профессиональной, научно-популярной и популярной литературы

БХВ-Петербург

 

 

 

 

 

 

 

3

Директ-Медиа

 

 

 

 

 

 

10

 

КОГИТО Центр

 

 

11

 

 

 

5

64

Парадигма Мск

 

 

2

 

 

 

 

 

ПЕР СЭ

 

 

11

 

3

 

2

12

Политехника СПб

 

 

2

 

 

6

1

6

Прогресс-Традиция

 

 

 

 

 

 

2

1

Теревинф

 

30

 

3

 

 

 

2

ЭКСМО

 

 

3

 

 

 

4

 

ЭНАС

3

 

 

 

 

 

 

 

Всего

3

30

30

3

3

6

25

88

 

Более наглядно распределение контента по группам издательств можно увидеть на диаграмме (рис. 5). На ней видно, что наибольшим контентом медицинских издательств обладает ЭБС «Консультант студента», затем ЭБС «BookUp». Остальные системы с медицинскими издательствами работают мало. По количеству книг немедицинских издательств учебной и научной литературы в первой тройке – «IPR-books», «Ibooks», «BookUp». Контент «IPR-books» более чем наполовину состоит из «серой»[2] литературы. Здесь не представлены точные цифры ЭБС «РУКОНТ», но по подсчетам прошлого года количество документов от вузовских издательств в этой системе превышало показатели «IPR-books».

Как правило, «серая» литература выставлялась вузами в интернет бесплатно с целью популяризации своих авторов. Обычно она состоит из учебных и учебно-методических пособий, составляемых преподавателями для своих курсов, а также сборников вузовских конференций с краткими тезисами. Ценность таких изданий для других вузов довольно низкая. Наиболее значимые книги авторов региональных вузов обычно издаются вне вуза и не становятся его собственностью. Таким образом, включение «серой» литературы в «базовые» коллекции увеличивает контент и снижает стоимость одного наименования в среднем, но реально она ничего не стоит, поскольку вузы обмениваются такой литературой бесплатно (это делается в различных корпоративных проектах).

 

Рисунок 5. Распределение контента по группам издательств

 

Нужно отметить еще и тот факт, что издательства присутствуют в системах на разных условиях. Часть издательств - в «базовых» коллекциях ЭБС (которые в основном и покупаются вузами, и стоимость которых наиболее привлекательна), часть издательств - в виде отдельных издательских коллекций (они продаются отдельно). В наших таблицах и диаграммах описаны только «базовые» коллекции.

В идеале, для оценки качества контента системы, необходимо смотреть не просто вклад каждого издательства в контент, но и разбивать его по годам. В качестве примера приведем таблицу № 3, где был использован самый большой медицинский контент из ЭБС «Консультант студента». В таблице представлен только раздел «Учебники». Сразу можно увидеть, что из заявленных 13 издательств реально в системе присутствуют только 3 издательства. Причем в 2-х из них книги последние три года не обновлялись, значит, в любое время лицензии на эти книги могут закончиться.

 

Таблица № 3 Распределение контента раздела «Учебники для мед. вуза» ЭБС «Консультант студента» по издательствам в хронологическом порядке

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

сумма

ГЭОТАР

 

 

1

 

7

4

9

31

41

61

83

45

77

114

35

508

Спецлит

 

 

 

 

 

1

3

2

8

7

16

10

 

 

 

47

Медицина

 

3

1

4

1

5

4

2

10

3

5

4

 

 

 

43

Литтерра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

3

1

 

6

МГУ/Наука

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Флинта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

ФМЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

Химия

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

РУДН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

Дашков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

Менеджер зд-я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

Кн.мир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

Абрис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1

Рекомендации библиотекам:

  • Необходимо смотреть не только на общий список издательств ЭБС, а на издательства, представленные в интересующем разделе.
  • По наиболее значимым для библиотеки издательствам стоит посмотреть количество и годы издания книг.

Рекомендации агрегаторам:

  • «Серая» литература должна содержаться в ЭБС отдельно, чтобы не вводить библиотеки в заблуждение, и не добавлять работы комплектаторам.
  • В системе должен быть фильтр по издательствам. В многопрофильных системах с большим количеством издательств желательно, чтобы в фильтр попадали только издательства, которые есть в результатах поиска.

2 Функциональность

Долгое время функциональные возможности ЭБС, как критерии ее оценки, специалисты библиотек вынуждены были обходить своим вниманием, бросая все силы на всестороннюю оценку контента и битву за финансирование этой статьи расходов. Однако, именно результаты работы по оценке и выявление пересечений по контенту, в предлагаемых на рынке ЭБС, и стали толчком для более глубокого их изучения. Сегодня, выбирая ЭБС, библиотека не может руководствоваться только ценой на электронную книгу. Перед ней встают задачи дать пользователю достойное сервисное обслуживание, сопровождающего чтение электронных книг и высокой эффективности использования ЭБС. Данная часть обзора – попытка выявить критерии оценки функциональности ЭБС[1], которые следует использовать при прочих равных условиях.

2.1 Виды поиска

Первое, на наш взгляд, что требовало оценки – это поисковые возможности систем. Любое знакомство с ЭБС с перспективой «перерасти в подписку» начинается с поиска в ее каталоге. Поэтому не совсем понятен маркетинговый подход у систем, в которых доступ к каталогу закрыт до регистрации. Конечно, у большей части рассматриваемых ЭБС каталог в свободном доступе и незарегистрированному пользователю предоставляется доступ к: библиографическому описанию (БО), аннотации и фрагменту источника от 2 до 20 страниц.

Виды поиска, поддерживаемые ЭБС, сведены в таблицу № 4. Мы видим, что практически все системы поддерживают такие виды поиска как: простой, тематический, расширенный. Некоторые из них пошли дальше и добавили поиск по: целевому назначению, что дает возможность выделить коллекции для высшего, среднего образования; по виду документов - для разделения книг и периодических изданий; по характеру документа - для определения учебных и научных изданий. Во многих системах предусмотрено ранжирование результатов поиска, сортировка с использованием алфавитных указателей, поиск «в найденном», использование фильтров. Эти функции значительно облегчают жизнь, как библиотекаря, так и читателя, поэтому все это должно приниматься во внимание специалистов при выборе ЭБС.

Очевидно, что поисковые системы ЭБС организованы по-разному исходя из логики и представления о поиске ее разработчиков, которые не всегда понятны и близки для библиотек. Другими словами, поисковый алгоритм, который одинаково называется во всех ЭБС, выдаст пользователю совершенно разные результаты, что, как и многообразие поисковых интерфейсов, сбивает с толку при работе с несколькими ЭБС одновременно.

Например, для выделения отраслевых коллекций, медицинским библиотекам очень важен «тематический поиск». Все ЭБС поддерживают этот вид поиска, но иногда, чтобы добраться до раздела «медицина», требуются просто раскопки. Несмотря на существование стандартных классификаций и рубрикаторов, нам предлагаются многочисленные варианты: медицина и здравоохранение; здравоохранение и медицина; медицина; здравоохранение; медицина/ фармакология; медицинские науки/здравоохранение. Даже если тематический поиск и организован как отдельный вид поиска, зачастую системы обходятся лишь укрупненными разделами, не используя подрубрики, а в некоторых ЭБС он выступает в роли фильтра. Помимо этого, тематический поиск иногда  смешан с другими видами поиска, что вносит дополнительную путаницу.

Таблица № 4 Виды поиска в ЭБС

 

Простой

Расширенный

Тематический

По целевому назначению

По виду документа

По характеру документа

КС

+

+

+

+

-

-

Book Up

+

+

+

-

-

+

Лань

+

+

+

-

+

-

Юрайт

+

+

+

-

-

-

Book.ru

+

+

+

-

-

-

IPR Books

+

+

+

+

+

+

Znanium.com

+

+

+

+

+

+

IBooks

-

+

+

+

-

+

Книгафонд

+

+

+

-

-

+

Руконт

+

+

+

+

+

-

УБ

+

+

+

+

+

+

Требовать приведения поисковых интерфейсов к единому стандарту во всех ЭБС совершенно бесперспективно, однако есть способ унификации поиска средствами системы автоматизации библиотеки (САБ). Это видится нам выходом из положения, прежде всего потому, что пользователь библиотеки уже адаптирован к поисковому интерфейсу САБ (который может кардинально измениться только с покупкой новой системы) и его не нужно обучать работе с каждой подписанной ЭБС (в крупных библиотеках их количество может исчисляться десятками). Помимо того, что поиск будет проводиться пользователем в знакомой среде, он будет охватывать все источники сразу, как печатные, так и электронные. Также будут решены ряд очень важных внутренних задач библиотеки: комплектования (некоторые ЭБС уже предлагают сервисы для комлектаторов, которые требуют от них дополнительной работы в интерфейсе ЭБС и дублируют работу в САБ), подсчета книгообеспеченности, получения полных статистических показателей фонда для отчетов разного уровня. У специалиста библиотеки будет возможность получить полную картину фонда в привычном АРМе, используя его стандартные инструменты.

 

2.2 Интегрируемость ЭБС

В связи с этим, встает вопрос интегрируемости ЭБС с другими ресурсами библиотеки, как внешними, так и внутренними. В таблице № 5 приведены критерии, которые нам показались наиболее важными. К сожалению, мы располагаем сведениями только о тех ЭБС, на которые у библиотеки есть текущая подписка, но главным мы считаем сам факт определения критериев, на которые можно будет опираться в дальнейшем.

Системы аутентификации позволяет проводить поиск по всем имеющимся ресурсам через единый интерфейс, авторизуясь один раз и не переходя в интерфейсы всех ресурсов. Возможность ЭБС работать с различными системами аутентификации актуальна только для библиотек, в которых подобная система имеется.

Сервис Ezproxy также позволяет обратиться ко всем ресурсам организации, но пользователю будет предоставлен не единый поисковый интерфейс, а список доступных ресурсов, на которые нужно перейти и искать отдельно в каждом ресурсе. Сервис важен для организации работы пользователя с подписными ресурсами организации (в том числе ЭБС), находясь вне ее сети, т.е. в командировке, из дома, с помощью публичных сетей Wi-Fi. Для работы читатель использует только сеть Интернет и простую систему аутентификации - единый ко всем ресурсам логин/пароль. Данное решение организации единого окна  доступа к электронным ресурсам, является важным для библиотек, имеющих обширную подписку.

Интеграция всех ресурсов с электронным каталогом библиотеки позволяет не только вести одновременный поиск и по электронным и по печатным изданиям в едином и знакомом пользователям интерфейсе, но и проводить, в рамках технологических процессов библиотеки, все «внутренние» работы с записями.

Таблица № 5 Интегрируемость ЭБС

 

Электронный каталог

Ezproxy

Система аутентификации

КС

-

+

?

Book Up

+

+

+

Лань

+

+

?

Юрайт

-

-

?

УБ

+

 

 

2.3. Выгрузка библиографических записей (БО)

Вернемся к вопросу интеграции с САБ, которая обеспечивается загрузкой/созданием библиографических описаний в электронном каталоге библиотеки. Помимо преимуществ, о которых сказано выше, также важно и то, что само библиографическое описание на электронную книгу при внесении в электронный каталог дополняется всеми стандартными кодированными данными, согласно библиотечным коммуникативным форматам. Это обеспечит ее включение во все виды поиска, предусмотренными САБ, наряду с печатными, поэтому сервис выгрузки готовых БО из ЭБС очень привлекателен для библиотек (создание БО с нуля займет гораздо больше времени).

Учитывая важность данного аспекта интеграции, мы вынесли его в отдельную Таблицу № 6. Здесь наши исследовательские возможности также были ограничены, поскольку информация о данном сервисе, если о нем не было заявлено в описании системы, доступна только при наличии доступа администратора. Как видно из таблицы - это достаточно редкое явление на сегодняшний день. Нужно отметить, что в ЭБС, поддерживающих функцию выгрузки, достаточно продуманно реализовали этот сервис. БО предлагаются в форматах популярных в России САБ, возможно выборочное и пакетное скачивание.

Таблица № 6. Выгрузка БО

 

Формат/САБ

Пакетное скачивание

Выборочное скачивание

Информация о данном сервисе до регистрации

КС

-

 

 

 

Book Up

marc21

+

+

+

Лань

Ирбис, Руслан

+

+

-

Юрайт

-

 

 

 

IPR Books

-

 

 

 

IBooks

-

 

 

 

2.4 Статистика

Раздел «Статистика» оценивался непосредственно из личного кабинета ЛК администратора, либо, мы опирались на данные, приведенные в описании ЭБС. При его анализе нами были выделены две группы критериев: функциональность/инструментарий и виды отчетов.

В первую группу вошли четыре критерия. Из данных в таблице № 7 видно, что большинство ЭБС предоставляют статистические данные в режиме онлайн, что очень важно, поскольку динамическая статистика позволяет оперативно корректировать действия по продвижению ЭБС.  Наличие такого инструмента как заданный временной интервал делает возможным анализ использования электронных ресурсов в динамике. Сортировка и группировка полученных статистических данных могут быть использованы для получения различных дополнительных отчетов и их комбинаций.

Во второй группе из всех видов отчетов в таблице приведены наиболее актуальные для библиотек. Здесь, на наш взгляд, стоит обратить особое внимание на редко встречающийся показатель «количество отказов» - дополнительный помощник комплектатору при формировании заявки на подписку.

Таблица № 7. Статистика

 

Функциональность системы

Виды отчетов

Онлайн/выгрузка

min интервал

Сортировка результатов

Группировка результатов

Кол-во обращений/посещений

Кол-во пользователей

Кол-во зарегистрированных пользователей

Кол-во страниц

Кол-во сессий

Кол-во отказов

Топ пакеты

Кол-во запросов

КС

-/+

месяц

-

-

+

+

-

-

-

-

-

-

Book Up

+/+

день

+

+

 

 

 

+

+

+

 

 

Лань

+/+

день

+

+

 

+

+

+

+

+

+

 

Юрайт

+/+

день

-

+

+

+

+

-

-

-

-

-

Znanium.com

+/+

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

IBooks

+/+

день

-

+

+

+

-

-

-

+

-

+

Руконт

+/+

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

?

2.5 Сервисы для пользователей

Наконец перейдем к основному потребителю услуг, предоставляемых ЭБС – читателю (Таблица № 8). Главный вопрос, который задается читателем на презентации новой ЭБС – это возможность скачивания/копирования текста электронной книги, если эта функция не поддерживается, «уговорить» читателя ее использовать практически невозможно. Сервисы для читателя, как правило, сосредоточены в Личном кабинете, поэтому, первое, на что мы обратили внимание - его наличие. Затем, есть ли возможность отобрать в отдельный массив книги, представляющие интерес, практически у всех  системы есть раздел, поддерживающий эту функцию (избранное, книжная полка, корзина). Такие «приятные мелочи», как интерактивное оглавление, закладки, стикеры, конспекты, функция «поделиться» во многом облегчают работу читателя с книгой, поэтому на их наличие тоже стоит обратить внимание.

Таблица № 8 Сервисы для пользователей

 

Избранное/кн. Полка/корзина

Скачивание/

копирование

Закладки

Интерактивное оглавление

Наличие ЛК

Функция «поделиться»

КС

-

+

-

+

-

-

Book Up

+

+

+

+

+

+

Лань

+

+

+

-

+

-

Юрайт

+

-

-

+

+

-

Book.ru

 

 

 

 

?

+

IPR Books

+

+

+

-

+

-

Znanium.com

+

+

+

-

+

-

IBooks

+

+

-

+

+

-

Книгафонд

+

?

+

?

+

-

Руконт

-

+

?

?

+

+

УБ

+

+

+

-

+

+

3 Условия и схемы подписки на ЭБС

Данный раздел исследования содержит комментарии к различным условиям подписки на ЭБС, схем подключения к ним и влиянии этих схем на стоимость. На сегодняшний день все ЭБС используют гибкий индивидуальный подход при оформлении доступа, для организаций предлагаются практически любые схемы и комбинации (Таблица № 9), поэтому достижение оптимального результата зависит во многом от профессионализма библиотечных специалистов-комплектаторов.

Таблица № 9. Схемы подключения/подписки

 

Тестовый доступ

Пакет к издательским коллекциям

Пакет к тематическим коллекциям

Доступ по отдельным книгам

Безлимитный доступ

КС

+

-

-

-

+

Book Up

+

+

+

+

+

Лань

+

+

+

+

+

Юрайт

+

-

+

+

+

Book.ru

+

+

+

+

+

IPR Books

+

+

+

+

+

Znanium.com

+

+

+

+

+

IBooks

+

+

+

+

+

Книгафонд

+

?

?

?

?

Руконт

+

+

+

+

+

УБ

+

+

+

+

+

Рассмотрим несколько комбинаций стандартных условий и схем подключения, которые сформировалось на рынке ЭБС на данный момент. К условиям мы относим следующие варианты:

  • Базовая коллекция.
  • Тематическая коллекция (как правило, часть базовой).
  • Издательская коллекция.
  • Отдельные книги.

Для каждого из условий существует несколько схем подключения, описанных ниже. При рассмотрении схем подключения технические возможности платформ не рассматривались.

3.1 Неограниченный доступ к системе и контенту

Цены на неограниченный доступ рассчитываются в зависимости от количества потенциальных пользователей (количества студентов) вуза. Такой доступ дает возможность всем пользователям вуза одновременно работать с любым документом в подписке.

Особенности подключения к коллекциям

  • Стоимость базовой коллекции обычно самая привлекательная, если рассчитывать стоимость одного документа в системе.  В тематической и издательской коллекции цена одного документа будет выше.
  • При подключении к базовой коллекции в системе будет большое количество документов, покупаемых в нагрузку. Такие издания в дальнейшем не будут востребованы и будут снижать статистику использования системы. Чем меньше коллекция, тем меньше балласта в системе.
  • Вся коллекция покупается для всех студентов, так как цена рассчитывается не по количеству студентов, которые будут учиться по определенному учебнику, а по общему количеству студентов в вузе.
  • При подключении к коллекциям в договоре не прописываются конкретные издания, к которым должен быть доступ в течение года, следовательно, состав коллекции может значительно измениться уже в первые месяцы использования, и из нее могу исчезнуть те именно те книги, ради которых она приобреталась. Чем меньше коллекция, тем меньше риск значительного изменения ее состава.

Особенности неограниченного доступа к отдельным книгам

  • Стоимость такого доступа обычно самая высокая, так как библиотеки выбирают лучшие, хорошо продаваемые книги, суммарная стоимость которых и формирует до 80% стоимости коллекций, в которых они продаются.
  • Востребованность отдельных книг вполне прогнозируема и будет высокой, отключить доступ к конкретным книгам агрегатор не сможет, если это не оговорено отдельно в договоре.
  • Еще одной причиной высокой стоимости остается неограниченный доступ к изданиям, а следовательно, расчет цены издания исходя из общего количества студентов вуза.

3.2 Ограниченный доступ к системе, неограниченный доступ к контенту

Доступ к системе через ограниченное количество рабочих мест, например, коллективные пользователи. Стоимость такого подключения самая небольшая. Обычно доступ осуществляется из библиотеки, где эти книги можно взять в печатном (более удобном для чтения) виде в читальный зал. Статистика использования таких рабочих мест очень низкая. В результате низкая стоимость подключения полностью нивелируется низкой эффективностью использования.

Доступ по индивидуальным картам (кодам) доступа.

Содержит в себе все недостатки неограниченного доступа – большое количество балласта, необходимость покупки доступов ко всему контенту для всех пользователей, возможность изменений в составе коллекции за время доступа.

При этом цена одного кода тем выше, чем меньше кодов приобретается. Т. е. вся коллекция для ограниченного количества студентов будет покупаться за большую цену.

Это самый невыгодный для вуза вариант подключения.

3.3 Неограниченный доступ к системе, ограниченный доступ к контенту

Такой подход реализуется во многих зарубежных системах, когда вход в систему для пользователей вуза неограничен, но количество одновременных доступов пользователей к каждой отдельной книге ограничено. Схема похожа на традиционное комплектование  печатными изданиями, когда в соответствии с количеством одновременно обучающихся по дисциплине студентам, покупается необходимое количество того или иного учебника. Это позволяет не приобретать каждое издание на всех студентов и при этом обеспечить доступом всех нуждающихся. Также при такой схеме подписки список подключаемых изданий согласовывается и доступ  к каждому из этих изданий должен обеспечиваться весь период подписки.

Заключение

В ходе исследования мы попытались пройти все шаги, которые необходимы для качественной оценки ЭБС. Мы надеемся, что наши рекомендации будут полезны как библиотекам при выборе ЭБС, так и агрегаторам для повышения клиентоориентированности их систем. Подчеркнем, что усилия агрегаторов направленные на постоянное совершенствование своих систем, должны соответствовать реальным требованиям их пользователей. Только конструктивное взаимодействие может привести к общему знаменателю интересы обеих сторон.

 


[1] Изначально разделы «Учебники» и «Дополнительная литература» анализировались отдельно («дубли», пересечения и издания для среднего образования были выявлены позже), поэтому в таблицах и диаграммах количество изданий незначительно не совпадает с выявленной суммой.

[2] Документы от вузовских издательств.

[3] Функциональность рассматривалась в условиях, доступных в библиотеке СибГМУ (с учетом схемы подключения). В ходе исследования, ЭБС в которых по тем или иным причинам не доступны сведения об исследуемых критериях, исключались из выборки.