Опыт использования ЭБС на примере научно-медицинской библиотеки СибГМУ
Шамардина Л. А.
НМБ СибГМУ, НП «МедАрт»
Статья была опубликована в сборнике трудов конференции "ИТ в медицинских библиотеках - 2012"
Уже несколько лет библиотеки используют для формирования фонда электронных ресурсов электронные библиотечные системы (ЭБС). За счет административных мер, предпринятых Министерством образования России, внедрение ЭБС в структуру библиотечных фондов произошло стремительно. Несмотря на неготовность воспринять «пришествие» ЭБС, библиотеки постепенно адаптировали свои традиционные процессы и кадры к новым условиям работы. Уже сейчас руководству библиотек ясно, что процесс перевода информационного обеспечения высшего образования в электронную среду неизбежен, необходим и в значительной мере согласуется с развитием этой сферы во всем мире.
Итак, у библиотек появились некоторый опыт использования ЭБС, статистика использования, во многих вузах по этому поводу провели различные социологические исследования среди студентов и преподавателей.
На данном этапе библиотеки уже более четко представляют себе, что им нужно от ЭБС. По значимости пожелания библиотек к ЭБС можно распределить следующим образом:
- Соответствие «Требованиям к обеспеченности обучающихся вузов доступом к электронным научным и образовательным ресурсам»;
- Соответствие контента ЭБС запросам и профилю вуза;
- Доступность ЭБС по цене;
- Высокая эффективность использования ЭБС.
1. Соответствие требованиям к ЭБС стоит на первом месте, так как сейчас они закупаются вузами, в первую очередь, для прохождения процедуры аккредитации. Требования к ЭБС неоднократно обсуждались на конференциях и в прессе, и они не являются темой данной статьи.
2. Если говорить о соответствии контента запросам вуза, библиотеке необходимо решить, с какой целью покупается доступ к ЭБС. При формальном соответствии одной ЭБС всем критериям, которые в своем нынешнем виде подразумевают наличие 25 издательств, 2500 учебников, 5000 изданий и охват не менее 20% основных областей знаний (по классификации ОКСО), может ли контент одной ЭБС удовлетворить все вузы? Для прохождения аккредитации этого будет достаточно, но в задачи библиотек входит еще и реальное обеспечение пользователей необходимыми им изданиями.
Библиотеки, прежде всего, должны включать в свои фонды учебники, необходимые для обеспечения учебного процесса вуза. По каждой учебной дисциплине, читаемой в вузе, кафедра составляет список рекомендуемой литературы, который входит в рабочую программу по этой дисциплине, и при подборе ЭБС библиотеки должны руководствоваться именно этими списками литературы.
Список дисциплин в различных российских вузах примерно одинаков, за исключением специальных дисциплин «редких» факультетов, таких как медико-биологический, клиническая психология, экономика здравоохранения и др. Мы предположили, что, сравнив списки книгообеспеченности по основным дисциплинам нескольких медицинских вузов, можно выявить «ядро» учебников, необходимых для обеспечения учебного процесса большинства медицинских вузов.
Был проведен анализ списков книгообеспеченности по дисциплинам гуманитарного, естественно-научного и обще-профессионального блоков из 9 библиотек медицинских вузов:
- Сибирского государственного медицинского университета,
- Нижегородской государственной медицинской академии,
- Владивостокского государственного медицинского университета,
- Иркутского государственного медицинского университета,
- Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. Павлова,
- Северо-Осетинской государственной медицинской академии,
- Алтайского государственного медицинского университета,
- Оренбургской государственной медицинской академии,
- Тверской государственной медицинской академии.
По каждому из блоков дисциплин составлялась сводная таблица основных учебников, используемых в вузе по одинаковым дисциплинам. Учебные пособия, изданные самим вузом, не принимались во внимание. Разные издания одного учебника учитывались вместе, как один учебник. Таким образом мы выявили одинаковые учебники, которые используются в учебном процессе разных вузов (Рис. 1).
По гуманитарному блоку общее количество учебников, рекомендуемых как основные, составило 185, из них только 16 учебников используется в более чем 4-х вузах из девяти. Подавляющее большинство учебников используется только в одном вузе – 142, причем в основном это книги не региональных издательств.
Рис. 1 Количество учебников, встречающихся в рабочих программах вузов одновременно
Примерно такая же картина получилась по естественно-научному и общепрофессиональному блокам (рис. 1). Из чего можно сделать вывод, что количество бестселлеров, необходимых большинству вузов, слишком мало для того, чтобы удовлетворить потребности медицинских вузов одной ЭБС, не предлагая им до 90 % избыточного контента.
Решением данной проблемы является предоставление в ЭБС сервиса подписки на отдельные издания, действительно нужные конкретной библиотеке.
3. На данный момент библиотекам трудно определить, какая стоимость ЭБС является для них оптимальной в соотношении «цена-качество». Отрицательным результатом поспешного внедрения ЭБС можно считать то, что в отличие от четко прописанной и экономически обоснованной политики комплектования традиционными учебниками, у библиотек до сих пор не появилось четкого представления о порядке комплектования электронными изданиями. Библиотеке необходимо научиться оптимально расходовать финансовые средства на приобретение учебников в печатной и электронной формах.
Отделом комплектования научно-медицинской библиотеки СибГМУ был проведен анализ затрат на ЭБС «Консультант студента» в сравнении со стоимостью аналогичных печатных изданий.
В феврале 2012 года библиотекой было закуплено 730 карт индивидуального доступа к ЭБС и 5 коллективных доступов, общая сумма закупки составила – 1 145 000 рублей, при этом обеспеченность студентов электронными учебниками составила около 25%.
На этот момент в ЭБС было представлено около 350 учебников (количество приблизительное, так как в ЭБС количество учебников указано в каждой дисциплине, и они дублируются в разных дисциплинах, общее количество учебников в системе не указано).
Учитывая стоимость одной карты доступа – 1500 рублей, цена одного электронного издания получается меньше 5 рублей! Поистине фантастически выгодное предложение, но непонятно, почему сумма, оплаченная вузом за ЭБС примерно равна сумме, которую библиотека получает на комплектование печатными книгами, они ведь неизмеримо дороже?
Библиотека попыталась разобраться в этом вопросе. Прежде всего, из общего списка книг были выявлены книги, которые реально были бы нами закуплены при возможности выбора отдельных позиций из ЭБС – их оказалось 77. После работы с кафедрами по согласованию списка книг, имеющихся в ЭБС, со списками литературы в рабочих программах, в рабочие программы были внесены изменения, и в ЭБС появилось 120 электронных изданий, рекомендованных для использования в учебном процессе.
Получается, что 2/3 контента вузу изначально не было нужно, и указанную сумму библиотека заплатила за 120 необходимых ей книг.
1 145 000/120 книг/730 карт= 13,1 руб за один доступ к одной книге.
Тут встает следующий вопрос – по скольким дисциплинам в вузе реально одновременно обучается 730 студентов? Ведь было куплено по 730 доступов к каждой книге, а в вузе есть дисциплины, на которых одновременно обучается не более 30 человек.
По каждому из 120 учебников было определено количество студентов, одновременно изучающих соответствующую дисциплину (из них только 25 учебников требовалось действительно в большом количестве – от 400 до 600 при условии 100%-й обеспеченности). В среднем требовалось по 164 доступа на одно электронное издание для 100%-й обеспеченности, для 25%-й (картами были обеспечены около 25% студентов) - 41 доступ, что в 17,8 раза меньше количества оплаченных доступов (730 доступов к каждой книге).
13,1х17,8=233 руб за один доступ к одной книге.
Это уже дает среднюю цену одного годового доступа к учебнику в ЭБС – 233 рублей. Средняя стоимость таких же учебников в печатном виде по каталогу на тот период – 742 руб. Следовательно, реальная цена годового доступа на электронное издание в этой системе для нашей библиотеки составила примерно 31,4% от цены печатного издания.
Учитывая, что печатные издания библиотека закупает на 5-10 лет, конечно, в электронном виде книга получается дороже, но это только данные, полученные «на входе» при покупке ЭБС. При высокой эффективности использования ЭБС тот же подсчет даст совершенно другие результаты. И говорить о том, что электронные книги обходятся вузу дороже печатных, преждевременно.
Нужно четко понимать различия в возможностях использования электронных и традиционных книг. При выдаче на год (или другой срок) книги в печатном виде, она полностью изымается из обращения на этот срок и другим читателям она не доступна, электронная же книга должна быть доступна одновременно большому (или неограниченному) количеству пользователей.
Однако, при непродуманной системе доступа к ЭБС, преимущества электронных книг могут полностью нивелироваться. Например, при подключении по индивидуальным картам доступа, библиотека просто «выдает» студенту одновременно все книги (для всех курсов и факультетов) и точно так же, как в случае с печатным вариантом, полностью изымает их из обращения. Для обеспечения неограниченного доступа библиотека в этом случае должна оплатить карты доступа всем студентам.
ЭБС должна предлагать библиотекам несколько схем доступа, и быть более гибкой к требованиям библиотек.
Кроме того, для оптимизации затрат на ЭБС немаловажной является возможность определения количества необходимых копий для каждой закупаемой книги. Определить, пользуется ли студент выданной ему печатной книгой, или она лежит у него на полке, невозможно. В отличие от печатных книг, по электронным книгам статистика использования предоставляется всеми ЭБС, и по ней можно определить какие книги пользуются спросом. И если при первой закупке библиотека опирается только на количество студентов, то в дальнейшем политика комплектования должна строиться на статистике использования книг.
Таким образом, для оптимизации затрат на ЭБС необходима возможность отбора контента по отдельным наименованиям и определение необходимого количества доступов к каждому электронному изданию, чтобы «закрыть» потребность по всем наименованиям даже в период «пикового» спроса.
- возможность подключения к ЭБС с любого рабочего и домашнего персонального компьютера;
- предоставление доступа к ЭБС всем преподавателям и студентам вуза;
- удобство и простота использования.
Выполнение этих условий в комплексе зависит от количества и качества сервисов, заложенных в ЭБС.
Заключение
Существующие на данный момент ЭБС медицинской литературы, а также медицинские коллекции в многопрофильных ЭБС пока не могут удовлетворить потребности каждой медицинской библиотеки как по контенту, так и по функциональности.
ЭБС, формально отвечающие всем нормативным требованиям по количеству различных видов документов, могут не содержать и половины наименований, необходимых для обеспечения учебного процесса вуза. И предоставить каждому вузу электронные издания, соответствующие именно его структуре комплектования, в компетенцию ЭБС не входит.