Аккредитация | Глава Рособрнадзора: «В этом году проверим каждый четвертый вуз»
— Сергей Сергеевич, качество образования одними проверками вузов не повысить. Что можно и нужно сделать, чтобы российское образование вновь стало лучшим, как когда-то советское?
— Проверки вузов — лишь один из механизмов по повышению качества образования. Основная цель нашей работы — обеспечить гражданам доступ к качественному образованию, которое делает молодежь конкурентоспособной на рынке труда.
Важной частью этой работы является аккредитация образовательных программ. Сейчас совместно с министерством мы прорабатываем вопрос об общественном мониторинге деятельности образовательных организаций. С учредителями вузов согласуем дополнительные механизмы контроля качества образования.
— Речь идет о разных аккредитациях?
— Да. В соответствии с новым законом об образовании есть три типа аккредитации: государственная, общественная и профессионально-общественная. Государственную аккредитацию образовательной деятельности осуществляет Рособрнадзор, общественную аккредитацию должны проводить общественные организации, как российские, так и международные. А профессионально-общественная аккредитация проводится работодателями, их объединениями. Важно, что результаты их оценки рассматриваются при проведении государственной аккредитации.
На сегодняшний момент процедуры негосударственных аккредитаций только набирают обороты. Есть определенные результаты у Ассоциации юристов России, Ассоциации ведущих вузов, но их охват пока не сопоставим с количеством процедур государственной аккредитации. Негосударственные аккредитации должны показать обществу, работодателям, абитуриентам, насколько образовательные программы отвечают требованиям профессиональных стандартов, запросам рынка труда, способствовать конкуренции вузов.
В вопросах общественной аккредитации мы опираемся на студенчество. Недавно у нас прошла рабочая встреча с членами Всероссийского студенческого союза, они предлагают интересный проект для абитуриентов «Ищу вуз», который может быть весьма полезен как для абитуриентов, так и для самих студентов. Сейчас проект дорабатывается, надеюсь, что в этом году он будет запущен.
— А какую роль в этом процессе играют региональные комиссии Рособрнадзора по оценке качества образования?
— Такие комиссии Рособрнадзора создаются впервые, мы их формируем в каждом федеральном округе. В их состав входят представители вузов, работодателей, студенчества, администрации региона. Во-первых, комиссии смогут мониторить ситуацию в системе высшего образования в каждом регионе, проводить свои исследования. Во-вторых, они будут помогать Рособрнадзору в подборе экспертов: мы поставили себе задачу в течение 1–2 лет обновить состав экспертов на 30%. В-третьих, они будут способствовать развитию процедур общественной и профессионально-общественной аккредитации.
— Уже известно, сколько вузов проверит Рособрнадзор в этом году?
— В 2014 году планируется проверить около 500 вузов и филиалов (это 25% от их общего числа), никогда еще наша служба не проводила столько проверок. Эта работа в основном нацелена на очищение системы высшего образования. Рассчитываем, что в ближайшем будущем наши проверочные комиссии будут реально способствовать тому, чтобы механизмы внутренней оценки системы качества в вузах заработали на полную мощь. В результате мы сможем сократить количество проверок, а общество получит более высокое качество образования.
— А какие вузы проверяет Рособрнадзор? Что их ждет?
— В первую очередь проверяются вузы в соответствии с планом работы на 2014 год, в том числе вузы и филиалы, попавшие в группу организаций с признаками неэффективности по результатам мониторинга 2013 года (например, ФГБОУ ВПО «Арктический государственный институт искусств и культуры», АНО ВПО «Национальный институт имени Екатерины Великой», НОУ ВПО «Высшая школа психологии (институт)» и др.) и не участвовавшие в этом мониторинге. Кроме того, мы проводим проверки на основании обращений граждан (например, ГБОУ ВПО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения», ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» и др.) и по поручению Генеральной прокуратуры (НОУ ВПО «Международная гуманитарно-техническая академия» (институт), НОУ ВПО «Академия гражданской защиты и медицины катастроф», НОУ ВПО «Институт теологии и международных отношений имени Маммадибира ар-Рочи» и др.).
— Какова судьба этих вузов?
— По итогам проверки выдается предписание об устранении нарушений, в случае составления протокола об административном правонарушении он направляется в суд. После положительного решения мирового судьи в случае невыполнения предписания выдается повторное предписание и приостанавливается действие лицензии. Если второе предписание не выполняется — обращаемся в арбитражный суд с представлением об аннулировании лицензии. А если нарушения устранены в соответствии с законодательством, то предписание снимается с контроля.
— Сколько лицензий уже аннулировано?
— В 2014 году через суд мы аннулировали две лицензии, еще пять дел сейчас на рассмотрении в судах. При этом наша принципиальная позиция привела к тому, что сейчас вузы-нарушители сами стараются не доводить дело до суда: сразу направляют нам заявление об исключении лицензии из реестра. За последние два месяца так поступили более 10 образовательных организаций.
— А что происходит со студентами из вузов, которые прекратили образовательную деятельность?
— Учредители должны обеспечить их перевод в другой вуз для продолжения обучения. При этом мы контролируем соблюдение прав студентов. Для них создана специальная горячая линия (8-800-333-91-94), в регионах с участием советов ректоров созданы консультационные пункты, где студенты таких вузов могут получить конкретную помощь по вопросам перевода в другие вузы. Необходимо, чтобы перевод осуществлялся с сохранением условий обучения.
В целом информационно-разъяснительная работа приносит результат, какого-то напряжения нет. За последние семь месяцев в Рособрнадзор поступило только одно обращение от студентов филиала НОУ ВПО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», и сейчас проблема уже разрешилась.
— Сейчас на повестке дня интеграция Крыма и Севастополя в российскую систему. Первоочередной задачей Рособрнадзора, по всей видимости, будет лицензирование и аккредитация образовательных организаций?
— Сейчас ведется достаточно активное обсуждение всех вопросов, связанных с аккредитацией и лицензированием образовательных организаций Крыма и Севастополя. Прорабатываются наиболее эффективные формы для их интеграции в российскую систему образования, окончательных решений пока не принято. Один из вариантов — на переходный период, до 31 декабря 2016 года, считать все образовательные организации этих территорий имеющими лицензию и аккредитацию. Конечно, все эти организации сначала должны пройти регистрацию как юридические лица. И речь идет именно о тех учреждениях, которые до 21 марта 2014 года не имели лицензии и свидетельства об аккредитации Российской Федерации.
Вероятно, часть государственных вузов станет подведомственна федеральным органам власти, для части учредителями могут выступить органы власти Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Мы исходим из важности обеспечения доступа молодежи к качественному высшему образованию и будем учитывать интересы студентов и абитуриентов при принятии решений.
В любом случае потребуется переходный период, в течение которого вузы и филиалы должны будут перейти на российские образовательные стандарты, обновить материально-техническую базу, укрепить профессорско-преподавательский состав.
— На прошлой неделе было объявлено о планах создания в Крыму федерального университета. Будет ли Рособрнадзор участвовать в его создании?
— Безусловно, мы будем оказывать всю необходимую поддержку в вопросах лицензирования и аккредитации нового федерального университета. При этом необходимо максимально использовать опыт создания уже действующих федеральных университетов. Очевидно, что это сложная, комплексная задача, которая потребует много сил и времени. Вместе с тем, в результате мы получим еще один мощный научно-образовательный центр, который будет притягивать студентов, преподавателей, ученых со всей страны.
Вернуться к списку