Законодательство | Учебник «под ключ»
По сравнению с предыдущим, федеральный перечень учебников сократился в 2,5 раза — с 3000 до 1369 пособий. В результате пострадали четыре крупных издательства: у «Федорова» в старом списке было 65 учебников, в новом — всего восемь, у «Мнемозины» — 275 и 43, у «Баласса» и «Титула» было 133 и 57 учебников соответственно — и ни одного в новом списке. Все эти издательства специализируются именно на учебной литературе.
Издатели пожаловались в ФАС на то, что их учебники не попали в список из-за бюрократии в министерстве и чрезвычайно коротких сроков подготовки документов. Отметим, что по закону «Об образовании в Российской Федерации», принятом 3 марта 2013 года, каждый учебник, претендующий на то, чтобы войти в перечень, обязан пройти не только научную, педагогическую экспертизу, но и общественную у компаний, имеющих на это право, и получить положительное заключение от всех них. Как отмечают издательства, количество критериев оценки пособий увеличилось, как увеличились и требования к ним.
Напомним, что весной издательства «Федоров», «Баласс», «Титул» и «Мнемозина» пожаловались в Московский арбитражный суд после того, как Минобрнаукиопубликовало новый перечень учебников для школ. Однако новый перечень не похож на предыдущие – в приказе написано лишь о его утверждении, а не о сроке действия. Как правило, федеральные перечни должны утверждаться не реже, чем раз в три года. На сколько учебных лет рассчитан нынешний перечень, неизвестно.
«Мнемозина» указывает в иске, что сотрудники министерства несколько раз отказывались по надуманным причинам принимать документы, в результате большая часть учебников экспертами вообще не были рассмотрены. Часть учебников «Федорова» не были рассмотрены, поскольку по рекомендации сотрудников министерства издательство представило им нотариально заверенные копии заключений на свои издания, а экспертный совет рассматривал только оригиналы. «Титул» министерство сначала обвинило в том, что издательство перепутало заключения экспертов по учебникам и положило их не в те папки, а потом заявило, что не в состоянии понять, относятся ли заключения экспертов к поданным учебникам или к каким-то другим. «Титул» специализируется на литературе по английскому языку и уже 15 лет издает фактически неизменные (но регулярно обновляемые) учебники с одинаковым списком авторов, одинаковым названием на английском языке и в том же полиграфическом исполнении. Но министерство в этом году отказалось понимать даже название на обложках учебников этого издательства.
Рассмотрение жалоб «Титула», «Мнемозины» и «Баласса» ФАС отложила до окончания судебных разбирательств. Представитель министерства образования, заявил, что позиция ведомства будет озвучена в суде и у всех издателей были равные возможности при формировании перечня.
Гендиректор «Мнемозины» Марина Безвиконная уверена, что главная причина сокращения перечня учебников — конкурентная борьба крупных издательств. Помимо учебников издатели теряют и смежный бизнес. По словам гендиректора «Титула» Валерия Борисова, в издательском деле остальная литература тесно связана с учебниками: выпускаются методические пособия к учебникам, тетради и т. д.
«Новый перечень не только не облегчит бюджет, но и обойдется государству как минимум в 45 млрд рублей, – заявил директор издательства «Баллас» Рустэм Бунеев. – Поскольку половина учебников будет заменена, половине учителей придется перестраиваться на другие методики. В результате изменений мы потеряем целые научно-методические направления в российской школе и науке, те направления, которые активно начали использовать и на Западе. Из школы уйдет большое количество талантливых педагогов». В соответствии с системой развивающего обучения советского академика, психолога Леонида Занкова, на основе которой создана значительная часть исключенных из перечня учебников, выстраивают учебный процесс в начальной школе педагоги из разных регионов страны.
«В данной ситуации выигрывают те, кто попал в перечень – для них снижается конкуренция и растет прибыль, а проигрывают учителя – они отвечают за качество образования, а им навязывают учебники, с которыми им неудобно работать, - говорит главный редактор издательства «Титул» Алексей Конобеев. - Учителя еще весной стали писать десятки тысяч писем в Минобразования и президенту. Они знали, как по привычным учебникам, исключенным из перечня, добиваться отличного ответа и могли отвечать за качество преподавания». По его словам, у большинства альтернативных учебников по английскому языку, попавших в список, иностранные авторы, которые имеют свои стандарты, и рассчитаны на детей из других стран и их особенности обучения. Они переделаны под российскую методику лишь отчасти, считает Конобеев: «замена не попавшим в список учебникам найдется, учителя в любом случае дополняют учебники преподаванием, однако качественных пособий детей лишают».
Другого мнения придерживается председатель совета директоров «Просвещения» Дмитрий Иванов. Он считает, что сроки подготовки документов были короткими для всех, «просто часть компаний подошли к процессу довольно безответственно и теперь почему-то обвиняют в своих бедах конкурентов». Похожее мнение высказывает и руководитель научно-методического отдела издательства «Академкнига/Учебник» Александр Соломатин: «Все исключенные учебники относятся к старому стандарту, а школы сейчас переходят на новый стандарт, утвержденный в распоряжении правительства РФ на 2011-2015 годы, для чего им необходимы новые пособия, - говорит он. - Нет смысла включать учебники старого стандарта – вряд ли их кто-то будет стремиться вернуться назад. К тому же мы не знаем процедуры дополнения перечня, мы знаем только процедуры исключения и отзыва учебников». Он добавил, что все исключенные учебники «качественные, добротные» и решение оставить их в образовательной программе или нет принимается либо администрацией региона, либо муниципалитетом, либо самой школой. Так, некоторые школы уже поддержали издательства и заявили о том, что будут продолжать закупать учебники, которых не оказалось в перечне.
Общественный совет при Минобрнауки также резко осудил руководство ведомства из-за решения отказаться от учебников классиков учебной литературы — Занкова, Петерсон, Гейдмана и Граник. Члены совета назвали причины, по которым учебники не вошли в перечень, формальными и посоветовали Минобрнауки вернуть в него старые пособия. Однако ведомство к словам своего общественного совета не прислушалось. Осудили Минобразования и в Госдуме; первый зампред комитета Госдумы по образованию Олег Смолин заявил : «Если министерством была поставлена задача улучшить качество, то не надо ее искусственно подменять другой — сокращением количества учебников».
Однако на этом проблема не исчерпывается. Согласно пункту 3 Приказа об утверждении федерального перечня учебников, Министерство образования разрешает пользоваться старыми учебниками еще пять лет несмотря на то, что они не вошли в перечень. Кроме того, начавшие обучение во втором классе по одним учебникам дети имеют право по ним же завершить изучение предмета в одиннадцатом классе. Учителя также имеют право пользоваться учебниками не из рекомендованного списка в качестве учебных пособий – то есть дополнительной учебной литературы. Но если исключенные из перечня учебники плохи, то почему ими разрешают пользоваться? Если же они хороши, то почему не вошли в перечень?
Кроме того, перечень Министерства образования на этот учебный год не был принят в Министерстве юстиции. В приказе, копия которого имеется у «Полит.ру», сказано, что, по результатам правовой и антикоррупционной экспертиз, перечень учебников на 2014-2015 учебный год «не может применяться на практике в качестве нормативного акта». В том же приказе сообщается, что после принятия закона «Об образовании в Российской Федерации» у Минобразования не осталось больше права ежегодно утверждать новый федеральный перечень учебников. Документ подписан заместителем Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов Сергеем Морозовым.
Для претендующих на вхождение в перечень учебников появилось еще одно условие. С 1 января 2015 года все школьные учебники России должны будут иметь еще и электронную версию. Об этом на встрече с издателями учебной литературы 11 июля заявил глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов. Он отметил, что данный процесс нельзя расценивать как вытеснение «традиционного», печатного варианта пособий: речь идет о расширении образовательных возможностей школы, которые должна отвечать интересам современных школьников. Однако дата появления электронных версий – это середина предстоящего учебного года, для которого перечень учебников уже утвержден. По мнению сотрудника издательства «Академкнига/Учебник» Александра Соломатина, к заявленной дате электронные версии учебников вряд ли появятся: «В соответствии с распоряжением, подаваться на экспертизу они должны вместе с бумажными учебниками. Вероятно, это будет не в январе 2015 года, а тогда, когда Минобразования объявит о новой экспертизе». Это означает, что электронные учебники появятся только после формирования нового федерального перечня.
Проблема заключается и в том, что для создания, распространения и использования электронных учебников сегодня нет четких правил и стандартов. Участникам встречи 11 июля было поручено до 1 августа подготовить свои предложения и рекомендации по разработке электронных учебников и направить их в адрес Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки. Некоторые издательства это уже сделали, рассчитывая, что их критерии будут использоваться в будущем для оценки новых электронных пособий. Собеседники «Полит.ру» оценивают нововведение положительно, говоря, что это позволит осовременить, дополнить учебники, ведь информация в печатной версии с годами может устаревать.
Методисты и авторы учебников были бы рады переходу к электронным формам еще и потому, что это снимет проблему ограничеий на вес учебника. Существующие сегодя правила вынуждают делать их куда более сжатыми, лапидарными, чем кажется им необходимым
Вернуться к списку