Пожалуйста подождите... loading
17-02-2014

Библиотечные новости | «Культурный Чернобыль»: библиотека РАН уже 26 лет восстанавливает утраченные из-за пожара книги

Библиотека Академии наук сегодня насчитывает 21 миллион книг и 642 сотрудника. Примерно по 33 тысячи единиц хранения на человека. Это старейшая и самая большая из академических библиотек. В 2004 она стала единственной на планете, в чью честь назван астероид. Но в международном рейтинге БАН лишь одиннадцатая. Обогнали библиотека Конгресса США, Британская библиотека и Нью-Йоркская публичка. Наши позиции пошатнул пожар 88 года. Оправиться от него учреждение не может до сих пор. 

Валерий Леонов, директор БАН, доктор педагогических наук, профессор: «Восстановить такую катастрофу - это невозможно. Это хватит нашим пра-пра-правнукам и их пра-пра-правнукам». 

Пожар, после которого директор библиотеки еще 8 лет не сможет уйти в отпуск, сразу окрестили «культурным Чернобылем». Трагедия разразилась в ночь с 14 на 15 февраля. Огонь охватил три хранилища: газетный фонд, отечественную и иностранную литературу. Под угрозой оказались библиотеки Петра, Павла и Екатерины. Все то, что не пострадало в войну и годы блокады. 

Алексей Жуков, корреспондент: «Это то самое 11 хранилище. Пристанище отечественной литературы. Для редкого гостя или вовсе постороннего человека библиотека и сегодня больше похожа на лабиринт. А тогда в 88 в дыму, окруженные языками пламени, пожарные искали здесь очаг возгорания». 

К утру на Биржевой линии работали 45 пожарных расчетов. Почти весь гарнизон города. Температура горения достигала 700 градусов. Таких потерь не знала ни одна библиотека мира. Уничтожено почти 300 тысяч книг. 3 миллиона залито водой. 

Майя Шапарнева, председатель Комиссии по ликвидации последствий пожара: «Это месиво, причем, учтите, окна выбиты, температура минус 25. И вода, и пена. Это вот пепел вперемешку с остатками обгоревших книг».

Версии пожара: непотушенный окурок, поджог и даже теракт. Промокшие книги сушили всем Ленинградом. На руки отдали больше 17 тысяч единиц и ни одна не пропала. Помощь оказали американский миллионер Арманд Хаммер и директор библиотеки конгресса Джеймс Биллингтон. Фонд Пола Гетти выделил на восстановление, огромную по тем временам сумму, 126 тысяч долларов. Ради спасения от книжной плесени разработали специальные смеси и изобрели новый способ консервации. Сырость затронула 7 миллионов книг. Пострадавшим изданиям до сих пор составляют истории болезней, как у человека, и упаковывают их в специальные контейнеры. 

Ольга Скворцова, ученый секретарь библиотеки РАН: «Книга ставится на полку, но это не значит, что, встав на полку, она забыта нами. Исходя из группы риска, в которую попадает книга, она или чаще или реже осматривается. Но осматривается обязательно».

Спустя 26 лет запаковать осталось еще 3 тысячи книг. Сейчас фонд отечественной литературы восстановлен на 45%. Иностранной - лишь на 14. Через пару лет библиотека панирует открыть новый корпус и оцифровать значительную часть коллекции, но достижения не помогают забыть о трагедии, причины которой так и останутся тайной. 

Источник

Поделиться в соцсетях

Вернуться к списку