Пожалуйста подождите... loading
01-04-2014

Библиотечные новости | Зачем сотрудники ФСБ ходят по библиотекам

В Государственной публичной исторической библиотеке России прошел Круглый стол, посвященный работе библиотек с изданиями, включенными в «Федеральный список экстремистских материалов». 

Основной круг вопросов, который обсуждался на совещании, был связан с аспектами Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и «Федерального списка экстремистских материалов», которые применимы к деятельности библиотек; а также с решением спорных вопросов, связанных с требованиями антиэкстремистского законодательства и основными положениями закона "О библиотечном деле".

Сокращенная стенограмма:

"М.Д. Афанасьев:

– ...Перед тем, как мы начнем обсуждение, я хочу попросить наших гостей из Кировской и Воронежской областей рассказать об опыте взаимоотношений с прокуратурой. Начнем с Кировской областной библиотеки, поскольку именно Ваша библиотека взаимодействовала напрямую с прокуратурой.

Светлана Николаевна Будашкина – заместитель директора по научной работе Кировской Государственной универсальной областной научной библиотеки им. А.И. Герцена:

– ...Областные библиотеки комплектуют архивный экземпляр местной печати, то есть по «Закону об обязательном экземпляре» все книги, которые выходят на территории нашей области, мы обязаны приобретать.

Несколько слов о том, как экстремист попал к нам в область. Он приехал из Москвы к нам в заповедные леса и начал заниматься натуральным хозяйством. Кроме этого, он проповедовал язычество, принял имя Доброслава и провозгласил себя руководителем всех язычников России. Естественно, он стал издавать литературу, его книги печатали государственные типографии нашей Кировской области. И по обязательному экземпляру, который типографии обязаны нам предоставлять, мы эти книги получали. Кроме этого, нам приносили книги в дар сподвижники Доброслава, и мы принимали их в фонд.

В 2007 году мы получили письмо из прокуратуры Ленинского района города Кирова, в котором нас просили предоставить книги Доброслава для вынесения судебного решения, то есть предполагалось, что мы изымаем эти книги из фонда. Пришлось объяснять, что библиотека государственная, и мы не можем изъять часть своего фонда и передать им. После переговоров мы предоставили копии. Все эти книги, впоследствии, были признаны экстремистскими материалами.

Прокуратура в устной беседе пробовала предложить нам все-таки изъять эти книги, Пришлось объяснять, что есть законы «О библиотечном деле», «Об обязательном экземпляре», и мы не можем изъять эти книги. Мы изъяли все библиографические записи из читательских, карточных и электронных каталогов, книги остались у нас в фонде; в генеральном каталоге и служебных картотеках были сделаны соответствующие отметки.

Через год сотрудник ФСБ пришел в краеведческий отдел библиотеки под видом читателя и попросил предоставить ему несколько книг Доброслава. Поскольку экстремистскими были признаны только четыре, в каталогах оставшиеся пять были отражены. Заведующая отделом показала ему служебную картотеку, сколько у нас есть изданий, и даже одну книгу дала посмотреть.

На основании этого случая прокуратура направила нам представление. В нем было написано о том, что наша библиотека содействует массовому распространению экстремистской литературы. Прокуратура Ленинского района требовала от нас рассмотреть настоящее представление, изучить сотрудникам библиотеки требования закона «О противодействии экстремистской деятельности», использовать для комплектования библиотеки «Федеральный список экстремистских материалов» и регулярно его обновлять, привлечь к дисциплинарной ответственности сотрудника, выдавшего экстремистскую литературу, и естественно отчитаться.

Как правильно было сказано, противоречие в законодательстве есть. В первую очередь с законом «О библиотечном деле», по которому мы обязаны выдать то, что у нас есть в библиотеке; в то же время по закону «О противодействии экстремистской деятельности» мы не должны ограничивать доступ к литературе.

Тем не менее, все, что нам было предписано, мы выполнили; соответствующая работа была проведена сотрудниками библиотеки, а книги продолжают оставаться в нашем фонде.

Вопросы:

Галина Владимировна Кожевникова – заместитель директора информационно-аналитического центра «Сова»:

– Книги Доброслава, которые не были признаны экстремистскими материалами, продолжают предоставляться читателям?

С.В.Будашкина:

– Конечно. Но они фактически не пользуются спросом. Экстремистская книжка была выдана один раз, тому самому сотруднику ФСБ…"         

Источник

Поделиться в соцсетях

Вернуться к списку