Пожалуйста подождите... loading
18-06-2013

Мировые новости | BEA 2013: Семь умирающих мифов цифрового книгоиздания

Электронные книги могут обогнать рынок книг в мягкой обложке, но успешная продажа цифровых версий романов и других текст-ориентированных изданий - это только первый этап глубокой трансформации всех сегментов традиционного книжного дела.

Непосредственных проблем в реализации возможностей электронных книг много: навигация среди розничных титанов, размещение своих активов в лучшей среде, эффективное использование BigData, чтобы оптимизировать доходы, а также непосредственно привлечение читателей и создание сообщества. Но мы готовы к еще более драматическим изменениям, таким, как совершенно новый опыт чтения цифровых книг, ставший возможным благодаря переходу на планшеты и смартфоны с помощью HTML5 и EPUB 3. Когда миры приложений, браузеров и электронных книг сталкиваются, и возникает новое поколение цифровых аборигенов, тотальная трансформация образования и чтения является неизбежной.

Сегодня, чтобы добиться успеха, издателям, авторам, и другим участникам книжной индустрии нужно четко управлять краткосрочными тактическими вопросами экосистем. Но также важно разработать долгосрочную стратегию, чтобы использовать цифровое преобразование на следующем этапе. Уильям Джеймс сказал: "Мы должны быть готовыми завтра назвать ложью то, что истинно сегодня". А в цифровом книгоиздании завтра наступает быстро, и многие из вчерашних трюизмов быстро становятся заблуждением и мифами. 

Вот семь самых опасных из этих правдиво-ложных традиционных мудрствований.

Миф № 1: электронные книги годны только для романов и погонных текстов.

Многомиллионный рынок е-книг в США был обусловлен продажами романов и других текстовых форматов. Продажи высоко-технологичных проиллюстрированых и улучшенных цифровых изданий, напротив, оставались низкими. И затраты на разработку таких иллюстрированных и усовершенствованных продуктов были непомерно высокими, особенно с учетом снижения объемов продаж. Вывод: электронные книги жизнеспособны только в формате романов и погонных научно-популярных.

Но продажи специальных электронных ридеров, использующих технологию E Ink резко падают, в то время как читатели быстро переходят на планшеты и смартфоны с большими экранами. Устройствам E Ink, с медленным черно-белыми дисплеями, действительно, подходит только в обычный текст. Но, так как читающие платформы переходят от специализированных устройств на планшеты, любой улучшенный контент - цветные иллюстрации, видео, интерактивность - становятся жизнеспособными. 

И, так как поддержка последних HTML5 на основе EPUB 3 стандартов распространяется на авторские инструменты и системы считывания, затраты на разработку и распространение улучшенного контента падают. Нарабатывается хороший опыт по созданию и структурированию этого контента. И, более всего, движущей силой инноваций в среде планшетов и смартфонов является глобальная конкуренция . Через два года планшеты так же, как сегодня IPADS, будут стоить $ 69, в то время высокого класса планшеты и смартфоны невообразимо улучшатся.

Миф № 2: цифровое чтение является одиночным

Ридеры не были, по большей части, в полной мере подключаемыми устройствами, поэтому чтение представляло собой одиночное использование автономного артефакта (с аналитикой, ревностно охраняемой считывающей системой продавца).

Но на планшетах и смартфонах ваши читатели всегда в одном клике от целого мира. Это означает очень разные ожидания относительно подключения и социальной интеграции чтения. Это также подразумевает новые возможности и испытания для издателей и авторов, открывающиеся в непосредственной связи с читателем.

Миф № 3: электронные книги, приложения и веб-сайты - принципиально разные вещи

Продолжаются дискуссии о том, в виде чего предоставляются объекты, - как электронные книги, приложения или веб-сайты. До сих пор эти каналы требовали значительно различающихся подходов к разработке содержания, управлению контентом и распространению. Хотя все три формата предоставляют возможности прибыли, издатели как правило, не могут позволить себе ре-авторство цифрового контента для многих различных платформ, так что приходиться делать трудный выбор между этими вариантами.

Но теперь веб-платформа - HTML5 и связанные с нею стандарты - развивается за пределы веб-сайтов, видимых в браузерах, и становятся универсальными. В последней версии EPUB, EPUB 3, построенных на HTML5, и все чаще, родные мобильные/планшетные приложения строятся с веб-технологиями под капотом. Так что, издатели могут структурировать содержание от простого текста до высокого интерактивного дизайна, что бы поставлять его через EPUB 3 в качестве автономных электронных книг, легко раскрываться через веб-сайты, и, при необходимости возвращаться в родные приложения. И, во все более взаимосвязанном мире, границы между электронными книгами, приложениями и веб-сайтами будут только все больше размываться.

Миф № 4: 3 EPub не готов

EPub 3 выкатили как стандарты спецификации в конце 2011 года, обещая поддержку многофункционального интерактивного контента и тесную интеграцию стандартов электронных книг с полной веб-платформы. Через полтора года, в то время как многие системы поддерживают чтение EPUB 3, несколько известных систем чтения до сих пор поддерживают только стандарты старше EPUB 2. И даже продавцы, которые уже поддерживают EPUB 3, не поддерживают 100% от своих возможностей. Как издателям использовать стандарт, если он не поддерживается равномерно по всей отрасли?

Есть два пути к разрешению этой дилеммы. Во-первых, сегодня издатели могут применять такой контент EPUB 3, который имеет усовершенствования, работающие на системах считывания EPUB 3, но также полностью применим и на 2 EPUB системах, или системах EPUB 3, у которых отсутствуют некоторые функции.

Каждое издание O'Reilly Media опубликованное в 2013 году является EPUB 3, а в веб-почте команда O'Reilly объясняет, как структурировать контент, ориентированный на будущее, так же хорошо, как обратно совместимый.

Во-вторых, понимая необходимость "поднять планку" полной поддержки EPUB 3 как можно скорее, более двух десятков поставщиков и издателей объединились для совместной работы над открытым исходным кодом реализации EPUB 3, образовав в марте прошлого года новый Readium фонд.

Миф № 5: DRM существует для снижения пиратства

DRM (системы защиты от копирования) часто продаются как антипиратские технологии. Tor, первый крупный англо-язычный издатель, экспериментировавший с бесплатным DRM контентом, недавно объявил, что после года продажи электронных книг без защиты от копирования, пиратство не увеличилось. На самом деле, DRM нужны не для ограничения пиратства, что хорошо известно подкованным издателям, а для ограничения обмена/передачи.

Урсула Маккензи, президент Little, Brown U.K. CEO and U.K. Publishers Association, была очень прямой, когда она сказала в прошлом году: "Мы прекрасно понимаем, что DRM не препятствует  пиратству или даже тем, кто достаточно успешно подделывает программное обеспечение для удаления DRM. Центральным пунктом является польза DRM в том, что он тормозит обмен файлами между основной массой читателей, которые так ценны для нас и наших авторов".

Ключевым следствием растущего осознания того, что DRM не имеет ничего общего с сокращением пиратства является то, что облегченные формы DRM более привлекательны, чем донкихотская гонка вооружений на развертывание все более и более сложных технологий, что лишь фрустрирует потребителей и приведет их к сосредоточенности на патентованных платформах.

Миф № 6: Авторам не нужны Издатели

Большое количество людей обрели успех, продавая е-книги на самиздатовской основе, т.е. без традиционного контракта с издателем. Многие из них являются "гибридными" авторами, которые в прошлом, настоящем или будущем имели, имеют или будут иметь контракт с издателем. Это позволило некоторым утверждать, что в цифровом мире, издатели – лишние посредники.

Очевидно, самостоятельная публикация останется, а издатели должны сосредоточиться на том, в чем они предоставляют неоспоримые выгоды; издатели больше не могут рассчитывать быть  привилегированными привратниками, а также способность книги попасть на полки книжных магазинов все менее и менее критична. И необходимость дорогих печатных тиражей также выцветает.

Но большинство изданий действительно являются продуктом сотрудничества между авторами и издателями, и лишь незначительное меньшинство авторов может выступать в качестве редакторов, искусных дизайнеров, печатников, маркетологов и т.д.

Так как иллюстрированные и расширенные издания мутируют в планшетный цифровой мир, контент станет еще более сложным и мульти-творимым, роль издателя/редактора становится сродни роли продюсера видеоигры или приложения.

И в мире Интернета сегментно-специализирующиеся издатели будут естественным фокусом построения сообщества, что, как правило (хотя и не везде) превосходит пределы «платформ» отдельных авторов, более узких, чем витрины электронных продавцов. В целом, в новом цифровом мире роль издателя может в конечном итоге стать ещё более важной, чем когда-либо.

Миф № 7: монополисты выиграли

В США и ряде других стран, один торговец представляет собой большую часть продаж е-книг. Из-за того, что продавец предоставляет контент в собственном закрытом формате, потребители заперты в этих системах поставщика. Иногда кажется, что это уже законченная игра, и что это все должно быть ассимилировано в Борг, или в лучшем случае подлежит олигополии из немногих собственных поставщиков. 

Но мы должны помнить, что лидерство на рынке часто мимолетно, особенно во время разрушительных переходов, и что мы во многом только начинаем реальный переход от печати к цифре. Был момент, когда господство AOL, доступа в интернет и онлайн-контента казалось одинаково неизбежным, но в непредусмотрительности эпохи AOL была лишь часть предыстории Интернета.

Изменение факторов на рынке электронных книг, как правило, отдает предпочтение более открытой экосистеме. Во-первых, миграция цифрового чтения от специализированных устройств ко многоцелевым планшетам и смартфонам изначально ослабляет способность какой-либо одной компании контролировать использование контента. Во-вторых, издатели и авторы могут непосредственно взаимодействовать с помощью подключенных устройств, уменьшая потребность в электронных розничных посредниках. Наконец, Open Web Platform - с веб-HTML5 и EPUB 3 -становится универсальной архитектурой содержания. С равными условиями для стандартов контента ни одна компания не будет в конечном итоге управлять стандартным форматом.

Вывод: это Game On, а не Game Over.

Следующий этап разрушительного цифрового преобразования книжного бизнеса принесет риски и угрозы так же, как и открытия. Но мы можем утешаться тем, что на первой фазе, когда электронные книги достигли масштаба многомиллионного бизнеса, по большому счету, издатели и авторы продолжают процветать. По графику стратегического курса на основе новых истин, а не вчерашних реалий, которые уже становятся опасными мифами, участники издательского дела могут продолжать процветать и сейчас, и в будущем.

Билл Маккой, исполнительный директор Международного форума электронного книгоиздания, ежегодная Конференция которого проводилась 29-30 мая в Javits Center.

Источник

Поделиться в соцсетях

Вернуться к списку