Пожалуйста подождите... loading
24-07-2013

Новости МедАрт | Новые возможности сайта «Служба сопровождения деятельности медицинских библиотек по управлению внешними электронными ресурсами»

Задача продвижения лицензионного электронного контента сверхактуальна для всех участников этого рынка: и для издательств, и для агрегаторов, и для библиотек, и для конечных пользователей. У каждой из этих групп свои потребности:

- у конечных пользователей - получить новую, хорошую и бесплатную литературу;

- у библиотек – предоставить читателям свои ресурсы и обеспечить эффективное использование этих ресурсов, а также удержать пользовательскую аудиторию за счет предоставления удаленных услуг;

- у издательств и агрегаторов – получить лояльных и постоянных клиентов за счет высокой востребованности их контента.

Для удовлетворения всех этих потребностей необходимо средство, которое сделает лицензионный контент не менее доступным, чем выставленный на различных файлообменниках.

В конечном счете, легкость поиска лицензионного контента и информации о возможностях получить его бесплатно, позволит лицензионным ресурсам составить реальную конкуренцию пиратским сайтам, так как, несомненно выигрывая у них по качеству, новизне и сервисам, они имеют единственный недостаток – за них нужно платить. А что касается медицинской учебной и научной литературы, то ее цена довольно высока, и наши основные пользователи - студенты и преподаватели, вообще привыкли получать такую литературу бесплатно в библиотеке.

Конечные пользователи далеко не всегда знают (а чаще всего не знают), что нужные им книги они могут получить бесплатно через свою библиотеку. Для этого они должны получить информацию, что такая книга есть в определенной коллекции, и что библиотека подписана на эту коллекцию.

Как эта информация для пользователя представлена сейчас?

Агрегаторы и издательства на своих сайтах стараются как можно лучше показать книги: яркие обложки, аннотации, бесплатный просмотр части книги, рекомендации пользователей, разделы новинок и топовых книг. Но так хорошо представленные книги предлагаются за деньги, и пользователи скорее пойдут искать их на торрентах и обменниках.

В свою очередь библиотеки покупают доступ к коллекциям определенных агрегаторов и издательств и предоставляют их своим пользователям бесплатно. Но на сайте библиотеки пользователь видит только ссылку на коллекцию (ЭБС) в списке других таких коллекций, которая не побуждает их зайти и посмотреть, что находится в этом ресурсе. А рекламировать отдельные книги из своих электронных ресурсов на библиотечном сайте не всегда есть возможность.

Что делать, чтобы информация доходила до пользователя?

В библиотеке СибГМУ в этом году был проведен небольшой эксперимент -  на сайте, в социальных группах и электронных рассылках библиотеки пользователям раз в неделю предоставлялась рекламная информация об одной книге. После чего статистика просмотров этих книг увеличивалась в десятки раз, причем это были не заходы на одну-две страницы, а полноценное чтение книги. Т. е. к ней обращались именно те читатели, которым она нужна, и которые просто ранее не знали о ее существовании в ЭБС.

Таким образом, раскрытие содержания электронных ресурсов для читателей значительно увеличивает их использование. Но чтобы делать эту работу постоянно, библиотеке нужны специалисты по рекламе и определенные технические возможности. Кроме того, электронные ресурсы, на которые подписываются разные медицинские библиотеки, в значительной мере пересекаются, следовательно работа по «точечной» рекламе содержания этих ресурсов будет во многом дублироваться. А значит решать задачу продвижения электронных ресурсов путем рекламы их содержания можно и нужно в одном месте, привлекая и такие заинтересованные стороны, как издательства и агрегаторы.

Для этого нужна площадка, на которой можно презентовать книги непосредственно конечным пользователям, и давать информацию, где эти книги можно получить бесплатно, а также предоставлять им возможность поделиться этой информацией с друзьями. С такой задачей хорошо справляются социальные сети, давая, коме всего прочего, возможность библиотекам легко «забрать» рекламу книги на свои сайты и свои группы в соц. сетях. Но информацию о доступности каждой книги в определенных библиотеках собирать очень трудоемко (практически нереально), она должна быть все время под рукой, и должна быть структурирована, чтобы соотнести ее с книгой. Социальные сети не приспособлены для хранения, поиска и регулярного обновления подобной информации.

Теперь такая площадка есть! Возможность самим Библиотекам и Агрегаторам давать пользователям напрямую информацию о своих подписках/подписчиках или тестовых доступах реализована в качестве новой функции Службы содействия. Пользователь по ссылке от рекламы книги может перейти к списку библиотек, в которых она доступна, увидеть срок, в течение которого можно ей пользоваться, и сразу выйти на страницу сайта библиотеки, где описаны условия доступа. Кроме того, на сайте Службы пользователь сможет получить информацию и обо всей коллекции, или о других книгах, входящих в эту коллекцию.

Это первый этап переориентирования сайта Службы на работу с конечным пользователем.

Уважаемые библиотекари!

Мы можем привлечь Вашего читателя на Ваши же сайты и таким образом повысить востребованность Ваших электронных ресурсов. При этом создание презентаций книг, размещение и продвижение информации о них в социальных сетях, поддержку сервиса перехода от книги к библиотеке, в которой она доступна (т. е. деятельность, которая требует привлечения небиблиотечных специалистов и технических средств), полностью берет на себя Служба. От библиотеки требуется только размещение информации о своих ресурсах на сайте Службы.

Как внести сведения о своих ресурсах/подписчиках? 

1. Войти на сайт под логином/паролем организации.

2. В разделе «Медицинские электронные ресурсы» найти ресурс, на который подписана организация. (Если нужного ресурса нет, нажать на кнопку «Добавить ресурс» и создать его описание).

3. В подробном описании ресурса, внизу нажать кнопку «Добавить библиотеку (тестовый доступ)» или «Добавить библиотеку (подписка)».

4. В появившемся окне отметить нужную библиотеку, выбрать в календаре дату окончания подписки (доступа), и добавить ссылку* на описание условий доступа к данному ресурсу на сайте библиотеки.

5. После сохранения информация о библиотеке появится в общем списке.

*Внимание! Ссылка должна быть не на главную страницу сайта библиотеки, а на конкретную страницу с описанием именно этого ресурса, чтобы не заставлять Ваших пользователей делать лишние клики – они могут просто не дойти до нужной страницы!

Кроме уже описанного эффекта от размещения информации о доступности электронных ресурсов в библиотеках, библиотекари наверняка увидят и другой путь использования данной информации в своей профессиональной деятельности – возможность оценить востребованность данного ресурса, возможность обратиться напрямую за консультацией к коллегам, которые уже работают с интересующим библиотеку ресурсом и т. д.

Поделиться в соцсетях

Вернуться к списку